КАНИКУЛЫ

Личная гигиена
Дети
легко забывают о ней, особенно если в школу идти не надо: перестают
чистить зубы, мыть руки после улицы. Проконтролировать процесс лично
вряд ли удастся, но провести беседу и попросить ребенка выполнять эти
маленькие обязанности под силу каждому родителю.
"Погода" в доме
Несмотря
на все ваши усилия, ребенок проводит каникулы в обществе компьютера. И
тогда комната вашего домоседа со временем превратится в берлогу, в
которой не заправляется постель, стоит затхлый воздух - раздолье вирусам
и бактериям. Не забывайте каждый вечер проветривать детскую, напоминать
чаду про уборку. И конечно, постарайтесь хотя бы перед сном вывести
ребенка на свежий воздух.
Активный отдых
Узнайте,
какие детские клубы и центры есть поблизости. Наверняка в вашем районе
на период каникул запланированы мероприятия, в которых ваш ребенок с
удовольствием примет участие. Узнайте о них в местной администрации.
Если из-за работы вы не можете водить чадо на детские мероприятия,
поговорите с родителями одноклассников. Может, найдутся те, кто захочет
сопроводить туда и свое, и ваше чадо.
Здоровье
Заранее
позаботьтесь о том, чтобы простуды не коснулись ребенка в каникулы. Для
профилактики ОРВИ каждый день промывайте ребенку нос спреем на основе
морской воды и давайте детские витамины. Какой витаминный комплекс
выбрать, посоветует врач.
Еда
Питание ребенка в период обучения
так или иначе под контролем взрослых. Чего не скажешь о еде во время
каникул. Она часто представляет собой микс из чипсов, шоколада и
газировки. Всегда оставляйте дома свежую еду, которую ребенок сможет
самостоятельно разогреть на плите или в микроволновке. Школьникам
младших классов оставляйте еду в термопосуде.
Важно!
Даже во время каникул не позволяйте ребенку валяться до обеда и
ложиться спать за полночь. Сбившись с привычного режима, организм
становится более уязвим для инфекций, да и вернуться к школьному режиму
будет сложнее.
Памятка родителям по обеспечению безопасности детей во время каникул.
С
началом каникул, наших детей подстерегает повышенная опасность на
дорогах, у водоёмов, в лесу, на игровых площадках, в садах, во дворах.
Этому
способствует погода, поездки и любопытство детей, наличие свободного
времени, а главное отсутствие должного контроля со стороны взрослых.
Чтобы
дети были отдохнувшими, здоровыми и живыми надо помнить ряд правил и
условий при организации их отдыха с родителями, родственниками, друзьями
(на даче ли в деревне у бабушки):
-формируйте у детей навыки обеспечения личной безопасности;
-проведите с детьми с детьми индивидуальные беседы, объяснив важные правила, соблюдение которых поможет сохранить жизнь;
-решите проблему свободного времени детей;
-помните!
Поздним вечером и ночью (с 21.00 до 7.00 часов) детям и подросткам
законодательно запрещено появляться на улице без сопровождения взрослых;
-постоянно будьте в курсе, где и с кем ваш ребёнок, контролируйте место пребывания детей;
-не
разрешайте разговаривать с незнакомыми людьми. Объясните ребёнку, что
он имеет полное право сказать «нет» всегда и кому угодно, если этот
«кто-то» пытается причинить ему вред;
-чтобы не стать
жертвой или виновником дорожно-транспортного происшествия, обучите детей
правилам дорожного движения, научите их быть предельно внимательными на
дороге и в общественном транспорте;
-проявляйте
осторожность и соблюдайте все требования безопасности, находясь с детьми
на игровой или спортивной площадке, в походе;
Если Вы хотите, чтобы Ваш ребёнок уходил из школы самостоятельно.
Напишите заявление на имя директора школы ( в свободной форме) с просьбой, чтобы Вашего ребёнка отпускали из школы без сопровождения.
Переутомление у детей. Предупреждение переутомления у детей
В современном мире, когда требования к уровню образования и интеллектуальным возможностям детей постоянно растут, ребенок часто находится во власти родительских амбиций. Малыш еще не начал ходить и говорить, а его уже стремятся отдать в группы раннего развития. Позже добавляется изучение иностранных языков, компьютера, хореография, бассейн и многое другое. Не удивительно, что в настоящее время подавляющее большинство детей не желают идти в школу. Их жизнь уже до школы была расписана по минутам, времени для игр и детского творчества не оставалось. Бесспорно, интеллектуальный потенциал ребенка начала XXI века намного выше, чем, например, середины прошлого века. Однако какими будут цена и последствия такой образовательной гонки?
Утомление развивается не только вследствие интеллектуальных перегрузок,
этому способствует и уменьшение продолжительности ночного сна, нарушение
дневного сна, недостаточное пребывание на свежем воздухе.
Признаки, по которым можно определить наличие утомления у ребенка:— повышенная отвлекаемость;
— частая смена позы;
— непривычные движения рук, ног (трясение, постукивание и тому подобное);
— неприятная мимика (кривляние, тики);
— неудержимые всплески эмоций (крик, плач, прыжки и так далее).
Для предупреждения переутомления необходимо:
• наладить режим дня ребенка, полностью исключить недосыпание, уменьшить нагрузку, правильно организовать смену умственных занятий и отдыха, увеличить пребывание на свежем воздухе;• чередовать умственную работу с физическими упражнениями, после занятий предоставлять детям достаточно длительный отдых;
• исключить пассивный отдых (например, в виде сидения или лежания) для малышей первого года жизни — это вызывает еще большее утомление. Ребенок этого возраста должен постоянно быть чем-то занят, он целый день может находиться в движении и не уставать.
Частые утомления приводят к переутомлению и глубоким нарушениям поведения, поэтому важно вовремя распознать причины этого патологического состояния и помочь ребенку.
Максимальная длительность работы на компьютере не должна превышать для детей 6 - 7 лет — 15 минут.
Также важно знать, что зрительная система детей в период младшего школьного возраста интенсивно совершенствуется.
Поскольку именно занятия на компьютере вызывают наибольшее зрительное утомление, необходимо выполнять следующие упражнения.
«Метелки». Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет от 10 до 15.
«Далеко-близко». Дети свободно располагаются около окна. Ведущий называет сначала удаленный предмет и предлагает посмотреть на него, а через 2—3 секунды — расположенный близко. Повторить 6—8 раз.
«Филин». Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, и не открывать их на счет от 1 до 4; широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет от 1 до 6. Повторить 2—3 раза.
«Наряди елку». При выполнении этого упражнения ориентирами для поворотов головы и туловища являются игрушки, сказочные персонажи и так далее. Они развешиваются в разных частях комнаты. Например, игровым объектом может быть елочка, которую надо нарядить. Необходимых для этой цели игрушек и зверушек дети должны отыскивать глазами по всему помещению. Изображение елочки помещают на стене (в центре или чуть ниже). Игрушки развешивают в углах комнаты, под потолком, так, чтобы возникала необходимость поворачивать голову то в одну, то в другую сторону. Ведущий просит соблюдать следующие условия: «Стой прямо. Поворачивая только голову, отыщи в комнате игрушки, которыми можно было бы нарядить елочку, и назови их». Темп выполнения упражнения произвольный. Продолжительность — 1 минута.
«Поймай зайку». Дети располагаются на ковре. Ведущий включает фонарик и пускает «солнечного зайчика» на прогулку. Дети, «поймав» глазами «зайчика», следят за ним, не поворачивая головы. Игра длится 45 секунд.
К семи годам ребенок должен достичь следующих результатов в своем развитии
Физическое развитие
Хорошо сохранять равновесие, идя по бревну или скамейке
Бегать по пересеченной местности
Прыгать на одной ноге и на двух
Перепрыгивать через 2-3 предмета
Хорошо владеть мячом, бросать в цель мяч, кольца
Уверенно лазать по гимнастической стенке, висячей лесенке, канату
Прыжки: в высоту с разбега – 40 см, в длину с места – 80 см, с разбега в длину – 100 см
Внимание
Выполнять задание, не отвлекаясь около 20 минут
Находить 10 отличий между предметами
Удерживать в поле зрения не менее 10 предметов
Выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу
Копировать в точности узор или движение
Уметь находить одинаковые предметы
Мышление
Объединять предметы в группы по определенным признакам
Выстраивать логический ряд из определенной группы фигур или предметов
Выделять предмет в группах, не подходящий к общим признакам
Уметь выстраивать последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам
Решать достаточно сложные логические задачи
Сравнивать предметы друг с другом, выявлять несоответствия между ними
Подбирать подходящие предметы друг к другу, связывая их между собой по смыслу
Классифицировать предметы (мебель, посуда, овощи, фрукты, транспорт и т.д.)
Память
Уметь запоминать не менее 9-10 предложенных предметов или названных слов
Рассказывать по памяти стихи, сказки, рассказы
Без особых затруднений запоминать четверостишия, соответствующие его возрасту
Повторять дословно предложения, состоящие из 9-10 слов
Подробно рассказывать по памяти о событиях своей жизни и окружающей обстановке
Повторять ряды цифр (от 5 до 7), запоминая их на слух или зрительно
Подробно рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки
Запоминать расположение игрушек (8-10), называть по памяти, что где находилось
Мелкая моторика
Свободно владеть карандашом и кистью при разных приемах рисования
Изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием
Штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры
Ориентироваться в тетради в клетку или в линию
Уметь копировать фразы, простейшие рисунки
Передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей
Рисовать животных, людей, деревья, цветы, транспорт
Лепить разные предметы
Вырезать самостоятельно ножницами геометрические фигуры, составлять узор, делать аппликации
Складывать бумагу гармошкой, уголок к уголку
Играть с конструктором
Застёгивать и расстёгивать пуговицы, кнопки, крючки
Завязывать и развязывать ленты, шнурки, узелки на верёвке
Закручивать и раскручивать крышки банок, пузырьков и т. д.
Развитие речи
Уметь сравнивать самостоятельно предметы между собой, называть несколько существенных признаков сходства и отличия
Самостоятельно составлять связный рассказ не менее, чем из 6-7 предложений
Составлять
рассказы из личного опыта, передавать связно то, что слышал, что
встретил на прогулке, на празднике, последовательно рассказывать о
произошедших событиях и анализировать их
Изменять слова, образуя новые
Пересказывать сказку, небольшой рассказ своими словами
Уметь отвечать на вопросы по прочитанной сказке, рассказу, стихотворению
Выразительно исполнять стихотворения, интонационно разнообразно передавать их в зависимости от содержания
Правильно употреблять трудные формы знакомых слов
Использовать в речи антонимы (слова с противоположным значением)
Отгадывать загадки, понимать образные выражения
Составлять предложения по одной картинке и рассказ по серии сюжетных картинок
Урок физкультуры на лыжах
Правила безопасности при езде на лыжах
Если зимой ваш урок физкультуры проходит на лыжах, будьте особенно внимательны, иначе можно получить травму. Поэтому делайте только то, что говорит учитель.• Если вы не умеете кататься на лыжах, очень внимательно слушайте объяснения учителя.
• Не выставляйте вперёд и в стороны лыжные палки. Не поднимайте их острыми концами вверх.
• Проследите, чтобы лыжные ботинки, лыжи и палки соответствовали вашему размеру и росту.
• Ваша одежда должна соответствовать погоде. Она должна быть одновременно тёплой, лёгкой и удобной. Не забудьте надеть шапку и перчатки.
• Если ваше занятие проходит в парке или в лесу, не отставайте от класса, не сворачивайте с лыжни.
• Если вы спускаетесь с горки на лыжах, ноги слегка согните в коленях, лыжные палки отведите назад.
✏ Не спускайтесь с горки, если вы плохо катаетесь на лыжах или боитесь.
Занимательная математика
Профилактика гриппа у детей: все для того, чтобы вирус не тронул ребенка
Желание любого родителя — уберечь своего ребенка от всех существующих в мире невзгод и болезней. Профилактика гриппа у детей — это важное и обязательное сезонное мероприятие, с помощью которого вы сможете защитить здоровье ваших детей от опасного вируса.
Как будет протекать болезнь у ребенка, предугадать никогда нельзя. Поэтому лучше принять меры профилактики гриппа у детей, чтобы постараться и вовсе обезопасить его от заражения.
Неспецифические меры профилактика гриппа у детей
Основной неспецифической мерой по профилактике гриппа у детей является личная гигиена. Некоторым из них следует обучать этим правилам ребенка с младшего возраста — например, часто мыть руки, особенно перед едой. Напоминайте ребенку, чтобы он не прикасался руками к лицу в публичных местах — на поручнях, столах и других предметах может оставаться слюна больного человека. Ребенку достаточно схватиться за поручень в метро, а затем положить палец в рот — как микробам уже «открыт доступ» в его организм.
Часто родители боятся «застудить» ребенка, поэтому весь отопительный сезон форточки и окна в доме закрыты и заклеены и помещения не проветриваются. Сухой и теплый воздух прекрасно способствует распрострнению вируса. Лучше одевать ребенка потеплее, но проветривать комнату, в которой он находится, хотя бы пару раз в день.
Если в доме появляется больной человек, его следует изолировать от ребенка, надеть маску, выделить отдельный комплекс посуды.
Лучшая профилактика гриппа у детей — это здоровый образ жизни. Регулярный сон, прогулки на свежем воздухе, сбалансированное питание, отсутствие стрессов — все это укрепит сопротивляемость малыша болезням.
Специфическая профилактика гриппа у детей
Вакцинация: прививка от гриппа снижает вероятность заболевания среди детей на 60-90 процентов. Проводить вакцинацию можно от полугода.
Иммуномодуляторы: различные иммуно- и биостимуляторы влияют на иммунную систему и усиливают ее защитные свойства. Существует ряд мнений, что активное использование иммуномодулирующих средств может ослабить естественный иммунитет организма. В то же время в качестве поддерживающей терапии рекомендуется применение препаратов на основа эхинацеии, лимонника китайского, леутерококка, радиолы розовой и др. Вопреки распространенному мифу, витамин С не играет никакой роли в профилактике гриппа.
Фитонциды. От гриппа может защитить природная дезинфикация — такими свойствами обладают некоторых растения (в основном, хвойные — например, эфирные масла можжевельника, пихты, эвкалипта), а также продукты, содержащие фитонциды (чеснок, лук).
Профилактика гриппа у детей не требует каких-либо тяжелых или очень затратных мероприятий, так как, по сути, включает в себя вакцинацию, соблюдение правил общей гигиены и здоровый образ жизни. А окупается она самым важным, что только может быть — здоровьем ваших детей.
Неспецифические меры профилактика гриппа у детей
Основной неспецифической мерой по профилактике гриппа у детей является личная гигиена. Некоторым из них следует обучать этим правилам ребенка с младшего возраста — например, часто мыть руки, особенно перед едой. Напоминайте ребенку, чтобы он не прикасался руками к лицу в публичных местах — на поручнях, столах и других предметах может оставаться слюна больного человека. Ребенку достаточно схватиться за поручень в метро, а затем положить палец в рот — как микробам уже «открыт доступ» в его организм.
Часто родители боятся «застудить» ребенка, поэтому весь отопительный сезон форточки и окна в доме закрыты и заклеены и помещения не проветриваются. Сухой и теплый воздух прекрасно способствует распрострнению вируса. Лучше одевать ребенка потеплее, но проветривать комнату, в которой он находится, хотя бы пару раз в день.
Если в доме появляется больной человек, его следует изолировать от ребенка, надеть маску, выделить отдельный комплекс посуды.
Лучшая профилактика гриппа у детей — это здоровый образ жизни. Регулярный сон, прогулки на свежем воздухе, сбалансированное питание, отсутствие стрессов — все это укрепит сопротивляемость малыша болезням.
Специфическая профилактика гриппа у детей
Вакцинация: прививка от гриппа снижает вероятность заболевания среди детей на 60-90 процентов. Проводить вакцинацию можно от полугода.
Иммуномодуляторы: различные иммуно- и биостимуляторы влияют на иммунную систему и усиливают ее защитные свойства. Существует ряд мнений, что активное использование иммуномодулирующих средств может ослабить естественный иммунитет организма. В то же время в качестве поддерживающей терапии рекомендуется применение препаратов на основа эхинацеии, лимонника китайского, леутерококка, радиолы розовой и др. Вопреки распространенному мифу, витамин С не играет никакой роли в профилактике гриппа.
Фитонциды. От гриппа может защитить природная дезинфикация — такими свойствами обладают некоторых растения (в основном, хвойные — например, эфирные масла можжевельника, пихты, эвкалипта), а также продукты, содержащие фитонциды (чеснок, лук).
Профилактика гриппа у детей не требует каких-либо тяжелых или очень затратных мероприятий, так как, по сути, включает в себя вакцинацию, соблюдение правил общей гигиены и здоровый образ жизни. А окупается она самым важным, что только может быть — здоровьем ваших детей.
Советы
хореографа
Танцы в нашей стране с каждым годом приобретают популярность.
Сколько бы не говорили о том, что танцы полезны для детей, потому что помогают
развивать пластику, учат умению владеть собственным телом и общению со
сверстниками, все равно многие родители сомневаются: стоит ли отдавать своего
ребенка на обучение танцам. Чему могут способствовать эти занятия?
Ответим на некоторые часто задаваемые вопросы.
-С какого возраста лучше всего отдавать ребенка в школу
танцев?
Оптимальный возраст, в котором лучше всего начать обучение
ребенка танцам - это пять лет. В это
время ребенок легко ориентируется, где лево и право, владеет собственным телом.
А главное, что ему будет понятно то, что объясняет хореограф.
— Ребенок приходит впервые
на занятия. С чего начинается обучение?
— С самого простого — с хореографии. На первых занятиях
ребенок должен почувствовать, как у него двигается шея, поднимаются и
опускаются плечи. Дети на этом этапе должны понять: они могут в совершенстве
владеть своим телом. Как правило, современные дети сутулятся, из-за того, что у
них слабый позвоночник. Чтобы устранить этот недочет развития, тренер дает
детям несложные комплексы упражнений, укрепляющих спину.
— Какую одежду лучше покупать ребенку для занятий танцами?
— Лучше всего обычные хлопчатобумажные вещи: майки, шорты,
купальники и юбочки для девочек. Из обуви — чешки. Обязательно закалывать
волосы, чтобы они не мешали, не отвлекали и чтобы шея ребенка не потела.
— Как лучше выстроить рацион питания ребенка, который
занимается танцами? Ведь такие занятия — дополнительная нагрузка на детский
организм.
— Питание ребенка обязательно должно быть систематичным.
Каких-то строгих ограничений здесь нет. Лучше всего покормить ребенка за час до
начала занятий и после них, когда он вернется домой. Обычно на танцах дети
тратят много энергии, поэтому не стоит ограничивать ребенка в приеме пищи. Дети
съедят столько, сколько требует их организм.
В завершении хотелось бы сказать. Дорогие родители, не бойтесь
отдавать своих детей в школу танцев. Такие занятия лишь укрепят его физическое
состояние, позволят ему раскрепоститься, помогут обрести уверенность в себе.
Советы
музыкального руководителя
Влияние
музыки на психику ребенка
Музыка обладает сильным психологическим воздействием на
человека. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет
или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные
состояния (от умиротворенности), покоя и гармонии до беспокойства,
подавленности или агрессии).
В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку
слушаете вы и ваши дети.
Возбуждающая, громка
музыка, выражающая агрессивный настрой, лишает человека (и взрослого, и
ребенка) состояния уравновешенности, спокойствия, а при определенных условиях
(например, на рок-концертах) побуждает к разрушительным действиям. Особенно
противопоказана такая музыка гипервозбудимым, расторможенным детям со слабым
контролем, т.к. она усиливает проявления отрицательных свойств в поведении
ребенка.
Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви,
способна гармонизировать эмоциональное состояние как большого, так и маленького
слушателя, а также развивать концентрацию внимания. Музыку можно использовать
перед сном, чтобы помочь с трудом засыпающему ребенку успокоиться и расслабиться.
Когда ребенок ляжет в постель, включите спокойную, тихую, мелодичную, мягкую
музыку и попросите его закрыть глаза и представить себя в лесу, на берегу моря,
в саду или в любом другом месте, которое вызывает у него положительные эмоции.
Обратите внимание ребенка на то, как расслабляется и отдыхает каждая часть его
тела.
Еще с древних времен люди заметили, что человеческий голос и
звук вообще обладают сильным воздействием. Так, звук восточного духового
инструмента панги вводит змею в состояние, подобное гипнозу. Вибрации
человеческого голоса в одном случае имеют лечебное действие (что издавна
использовалось народными целителями), а в другом - причиняют человеку вред.
Речь человека является сильнейшим фактором воздействия, как на
окружающих, так и на самого говорящего. Наше внутреннее состояние, наши мысли,
отношение к миру проявляются в содержании речи и в ее интонационной окраске. А
то, что мы говорим и как это произносим, в свою очередь откладывает отпечаток
на психологическом состоянии слушающего, влияет на наши отношения с ним.
Например, грубый, резкий голос взрослого может вызвать у ребенка сильный испуг
и состояние оцепенения. Постоянно раздраженный, недовольный голос говорящего
порождает у слушателя ощущение, что его не любят и не принимают как личность. А
отказ в чем-либо, произнесенный спокойным, мягким, сочувствующим голосом
помогает ребенку легче примириться с неудовлетворенностью его желания.
Для родителей первоклассников
ПДД
ПДД
Дорогие мамы и папы, ваш ребенок подрос не на лето, он стал старше на целую эпоху! И ответственность этого юного гражданина тоже возросла. Применительно к нашей теме – безопасности ребенка на улицах и дорогах – отметим главное, что школьник в отличие от дошкольника постепенно превращается в самостоятельного участника дорожного движения. Как же безболезненно и грамотно поступить родителям, воспитывая первоклассника как законопослушного пешехода? Как с первых школьных шагов привить ему устойчивые навыки дорожной безопасности?
Для этого мы предлагаем, уважаемые мамы папы, пять домашних заданий.
Главным учителем безопасного поведения детей будет не школа, а именно вы, какие бы занятия с вашим малышом там ни проводили. Школа может лишь закреплять те нравственные навыки, устойчивые привычки безопасного поведения на улицах и дорогах, которые вы сформируете в семье.
Главным в воспитании законопослушного гражданина ( в том числе как участника дорожного движения) для родителей должен быть принцип «Делай, как я». Ваш пример будет куда более наглядным, чем сотни раз повторенные слова «не ходи на красный свет».
Дорожное движение начинается не с проезжей части дорог и улиц. А с тротуара. Поэтому, отправляясь в школу с малышом, объясните ему, что нужно быть внимательным с первых же шагов от подъезда дома.
Пройдите с ним весь путь и ненавязчиво показывайте наиболее опасные участки (нерегулируемый перекресток, узкий тротуар, подъезд грузового транспорта к магазину, место, где загружается коммунальный транспорт (мусоровоз и т.п.).
Не надо прививать детям излишнее чувство страха перед дорожным движением, двигающимся автомобилем. Пусть все, что связано со школой, - дорога в школу тоже – у ребенка ассоциируется с ярким и добрым.
Один из великих людей сказал, что «настоящий учитель должен сам учиться всю жизнь». Все это применимо к родителям. Не поленитесь посмотреть в рабочую тетрадь или учебники ваших детей по основам безопасности жизнедеятельности, обязательно познакомьтесь с новыми Правилами дорожного движения. Только овладев знаниями, вы сами сможете выработать у своих детей привычку поступать правильно.
Рекомендации родителям первоклассников по выполнению домашних заданий
Редкий родитель не сталкивается с проблемой приготовления уроков дома. Особенно это волнует, когда твой ребенок только пошел в школу. Ведь инстинктивно мы чувствуем: если что-то упустим сейчас, мучиться придется все оставшиеся школьные годы.
Домашние задания и время их выполнения
Оптимальная продолжительность подготовки домашних заданий с учетом психофизиологии возраста, составляет в 1 классе - до 1 часа (3/4 часа).
Как организовать домашние занятия?
Обеспечить условия работы: привычное рабочее место, привычный распорядок дня, привычные места для необходимых принадлежностей. В этом случае у ребёнка быстро выработается необходимая установка. Когда он садится за привычный стол, быстро возникает рабочий настрой, желание приступить к работе.
Выработайте у школьника привычку еще до начала работы уточнить все задания и приготовить все необходимое. Постепенно он научится планировать свои действия и решать, в каком порядке делать уроки. Но поначалу вам придется позаботиться об этом. Например, младшие школьники нередко старательно выполняют письменные задания, а после этого учат правило, на которое и задано это упражнение.
Чтобы подсказать, с каких заданий лучше начинать - легких или трудных, надо понаблюдать, как ребенок включается в работу и насколько быстро утомляется. Если он начинает работать сразу и без затруднений, но подъем быстро сменяется спадом, посоветуйте ему начинать с более трудных заданий. Если раскачивается медленно, но эффективность работы постепенно нарастает, можно начать с более легких уроков. Взрослый человек умеет контролировать себя и в процессе работы, и по окончании ее. У младшего школьника такого навыка, естественно, нет.
Проверять себя он будет поначалу с вашей помощью. Когда ребенок может полностью перейти на самоконтроль, зависит от его индивидуальных особенностей. Хорошо, чтобы такое умение выработалось к моменту его перехода в среднюю школу. Ученик средних и старших классов должен уже владеть способами самопроверки с помощью логических и образных схем.
Советы при выполнении домашнего задания
Старайтесь эмоционально поддерживать своего ребёнка. Не говорите ему: «Другие дети могут, а ты - неспособный». Скажите ему, что у него получается неплохо, хотя есть и отдельные недостатки. Но ведь он для того и учится, чтобы получилось с каждым разом ещё лучше. Обязательно отмечайте его успехи. Покажите ребёнку, что Вы «с ним вместе».
Не старайтесь выполнить за ребёнка его задание: ему нужно постепенно научиться работать самому. Предложите ребёнку, чтобы он самостоятельно оценил результаты своей работы. Это очень важное умение - научиться оценивать свою работу. Если ребёнок сделал ошибки, пусть попробует найти их самостоятельно. Если он испытывает затруднения, помогите ему (по принципу «горячо - холодно»). Если Вы видите, что Ваш ребёнок увлечен работой - отойдите от него на время. Но в конце обязательно совместно с ним оцените его труд.
При письме важно, чтобы ребёнок проговаривал слова (звуки). Пусть он «бубнит»- это полезный навык на начальном этапе обучения письму и дополнительная гарантия, что он не напишет букве лишнюю «палочку».
Если у ребёнка что-то не получается, помогите ему на промежуточных стадиях. Только не стоит делать за него домашнее задание целиком. Плавно подведите к верному решению, но окончательный ответ он должен дать сам. В заключение обязательно похвалите ребёнка: «Вот видишь, какой ты молодец! Я тебе только немного помогла, и ты сам решил этот сложный пример». Тогда у ребёнка появится позитивная установка «Я могу».
Почаще хвалите маленького ученика за любую победу и не акцентируйте внимание на неудачах. Если ребёнку легко дается счёт и не получается правописание, то рассказывайте ему, как он здорово считает, а если он будет стараться, то обязательно научиться так же хорошо писать. В Ваших силах внушить ребёнку волю к победе. Не обзывайте его смешными и обидными прозвищами, если он что-то плохо делает, чтобы избежать Вашей насмешки ребёнок вообще перестанет писать или смирится со своим прозвищем и не захочет научиться красиво писать, или не будет стремиться хорошо выполнять задания.
Позволяйте своему ребёнку играть в игрушки. Старайтесь чаще играть с ним совместно, некоторые дети даже в первом классе все еще недостаточно фантазируют, недостаточно умеют играть сами. Стимулируйте ребёнка к занятиям через совместную с Вами игру, например игру «В школу».
Помните, что в течение года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель, конец 2 четверти, первая неделя после зимних каникул, средина 3 четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребёнка.
Домашние задания и... хорошее настроение
У ребенка выработается и затем сохранится положительный настрой на приготовление домашних заданий, если вы:
с самого начала дадите ему понять, что его уроки столь же важны, сколько и самые серьезные дела взрослых; никто не имеет права оторвать школьника от его дела, послав в магазин или включить телевизор;
в своей семье будете поддерживать атмосферу уважения к умственному труду;
вернувшись, домой с работы или, наоборот, встречая ребенка из школы, не станете начинать общение с вопроса об уроках; найдете другую форму приветствия;
не будете стоять у ребенка "над душой", пока он не начнет делать уроки или в процессе работы;
никогда не станете использовать выполнение домашних заданий как средство наказания за проступки;
постараетесь не напоминать ребенку о его многочисленных прошлых промахах и неудачах и не напугаете предстоящими трудностями; сформируете отношение к трудностям как к чему-то вполне преодолимому;
проверяя сделанное, не будете злорадствовать по поводу ошибок ("Я так и знал, что ты их насажаешь!");
в случае если ошибки действительно есть, все равно найдете возможность похвалить ребенка за затраченные усилия; отметите любые, даже незначительные успехи ("Сегодня эта буква у тебя получается лучше, чем вчера", "Ты сегодня так старался!").
Редкий родитель не сталкивается с проблемой приготовления уроков дома. Особенно это волнует, когда твой ребенок только пошел в школу. Ведь инстинктивно мы чувствуем: если что-то упустим сейчас, мучиться придется все оставшиеся школьные годы.
Домашние задания и время их выполнения
Оптимальная продолжительность подготовки домашних заданий с учетом психофизиологии возраста, составляет в 1 классе - до 1 часа (3/4 часа).
Как организовать домашние занятия?
Обеспечить условия работы: привычное рабочее место, привычный распорядок дня, привычные места для необходимых принадлежностей. В этом случае у ребёнка быстро выработается необходимая установка. Когда он садится за привычный стол, быстро возникает рабочий настрой, желание приступить к работе.
Выработайте у школьника привычку еще до начала работы уточнить все задания и приготовить все необходимое. Постепенно он научится планировать свои действия и решать, в каком порядке делать уроки. Но поначалу вам придется позаботиться об этом. Например, младшие школьники нередко старательно выполняют письменные задания, а после этого учат правило, на которое и задано это упражнение.
Чтобы подсказать, с каких заданий лучше начинать - легких или трудных, надо понаблюдать, как ребенок включается в работу и насколько быстро утомляется. Если он начинает работать сразу и без затруднений, но подъем быстро сменяется спадом, посоветуйте ему начинать с более трудных заданий. Если раскачивается медленно, но эффективность работы постепенно нарастает, можно начать с более легких уроков. Взрослый человек умеет контролировать себя и в процессе работы, и по окончании ее. У младшего школьника такого навыка, естественно, нет.
Проверять себя он будет поначалу с вашей помощью. Когда ребенок может полностью перейти на самоконтроль, зависит от его индивидуальных особенностей. Хорошо, чтобы такое умение выработалось к моменту его перехода в среднюю школу. Ученик средних и старших классов должен уже владеть способами самопроверки с помощью логических и образных схем.
Советы при выполнении домашнего задания
Старайтесь эмоционально поддерживать своего ребёнка. Не говорите ему: «Другие дети могут, а ты - неспособный». Скажите ему, что у него получается неплохо, хотя есть и отдельные недостатки. Но ведь он для того и учится, чтобы получилось с каждым разом ещё лучше. Обязательно отмечайте его успехи. Покажите ребёнку, что Вы «с ним вместе».
Не старайтесь выполнить за ребёнка его задание: ему нужно постепенно научиться работать самому. Предложите ребёнку, чтобы он самостоятельно оценил результаты своей работы. Это очень важное умение - научиться оценивать свою работу. Если ребёнок сделал ошибки, пусть попробует найти их самостоятельно. Если он испытывает затруднения, помогите ему (по принципу «горячо - холодно»). Если Вы видите, что Ваш ребёнок увлечен работой - отойдите от него на время. Но в конце обязательно совместно с ним оцените его труд.
При письме важно, чтобы ребёнок проговаривал слова (звуки). Пусть он «бубнит»- это полезный навык на начальном этапе обучения письму и дополнительная гарантия, что он не напишет букве лишнюю «палочку».
Если у ребёнка что-то не получается, помогите ему на промежуточных стадиях. Только не стоит делать за него домашнее задание целиком. Плавно подведите к верному решению, но окончательный ответ он должен дать сам. В заключение обязательно похвалите ребёнка: «Вот видишь, какой ты молодец! Я тебе только немного помогла, и ты сам решил этот сложный пример». Тогда у ребёнка появится позитивная установка «Я могу».
Почаще хвалите маленького ученика за любую победу и не акцентируйте внимание на неудачах. Если ребёнку легко дается счёт и не получается правописание, то рассказывайте ему, как он здорово считает, а если он будет стараться, то обязательно научиться так же хорошо писать. В Ваших силах внушить ребёнку волю к победе. Не обзывайте его смешными и обидными прозвищами, если он что-то плохо делает, чтобы избежать Вашей насмешки ребёнок вообще перестанет писать или смирится со своим прозвищем и не захочет научиться красиво писать, или не будет стремиться хорошо выполнять задания.
Позволяйте своему ребёнку играть в игрушки. Старайтесь чаще играть с ним совместно, некоторые дети даже в первом классе все еще недостаточно фантазируют, недостаточно умеют играть сами. Стимулируйте ребёнка к занятиям через совместную с Вами игру, например игру «В школу».
Помните, что в течение года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель, конец 2 четверти, первая неделя после зимних каникул, средина 3 четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребёнка.
Домашние задания и... хорошее настроение
У ребенка выработается и затем сохранится положительный настрой на приготовление домашних заданий, если вы:
с самого начала дадите ему понять, что его уроки столь же важны, сколько и самые серьезные дела взрослых; никто не имеет права оторвать школьника от его дела, послав в магазин или включить телевизор;
в своей семье будете поддерживать атмосферу уважения к умственному труду;
вернувшись, домой с работы или, наоборот, встречая ребенка из школы, не станете начинать общение с вопроса об уроках; найдете другую форму приветствия;
не будете стоять у ребенка "над душой", пока он не начнет делать уроки или в процессе работы;
никогда не станете использовать выполнение домашних заданий как средство наказания за проступки;
постараетесь не напоминать ребенку о его многочисленных прошлых промахах и неудачах и не напугаете предстоящими трудностями; сформируете отношение к трудностям как к чему-то вполне преодолимому;
проверяя сделанное, не будете злорадствовать по поводу ошибок ("Я так и знал, что ты их насажаешь!");
в случае если ошибки действительно есть, все равно найдете возможность похвалить ребенка за затраченные усилия; отметите любые, даже незначительные успехи ("Сегодня эта буква у тебя получается лучше, чем вчера", "Ты сегодня так старался!").
Первый год обучения в школе – большое испытание для первоклассника и его родителей. Успех на пути к обретению своего места в жизни закладывается уже с первых школьных лет. Родители преисполнены надежд,
что тернистый путь школьной премудрости для их уникального ребенка окажется успешным. Это так и будет, но при условии, что именно к факту его уникальности родители отнесутся со всей серьезностью. Им надо решить: протянут ли они руку помощи и поддержки своему ребенку, или превратят в сурового контролера, проверяющего оценки в дневнике. Последнее, увы, встречается нередко, и причина этого заключается не только в нехватке времени или усталости от необходимости учиться вместе с ребенком, заново проходя с ним школьный курс.
Современная педагогика ориентирована на то, чтобы ребенок научился учиться, открыл в себе энергию познания, постоянного стремления к получению новых знаний, и успех в этом процессе заряжал бы его новой энергией, которая способна заметно улучшить его исходные интеллектуальные показатели.
Родителям нельзя забывать о возрастных особенностях семилетних детей, а именно о готовности психики ребенка к воспитанию волевого начала.
Для возникновения у ребенка стойкой мотивации – «хочу учиться, хочу учиться хорошо» – необходимо формировать в нем не только уверенность в своих силах, но и волю. Как бы не менялись времена и педагогические подходы, смысл воспитания воли остается, по сути, неизменным. Ребенок должен научиться говорить самому себе: «Я могу это делать», чтобы потом, по прошествии некоторого времени, робкое могу превратилось в радостное хочу. А поддержать ребенка, убедить его в том, что он «может», должны, прежде всего, родители – родные люди, которым он безгранично доверяет. Привыкая к мысли, что любое задание – это путь к цели, маленький человек постепенно учиться ставить перед собою цели и идти к ним.
Первый класс – это новые условия жизни ребенка, которые образуют новые зоны уязвимости для его психического здоровья. Перемены нередко несут с собой сложности, но бояться их не нужно: вовремя осознанные сложности – это половина успеха их преодоления. Усталость от присутствия других людей – важное изменение в жизни первоклассника. Его поведение становится полностью «прилюдным» и контролируется другими. Он практически не остается один – все поступки, привычки, любые движения являются предметом наблюдения оценки со стороны других людей. Публичность жизни может забирать значительную долю психической энергии ученика. Чтобы облегчить эту нагрузку, ребенку нужно дома создать возможность для уединения и по возможности не делать лишних замечаний.
Ребенок приобретает в школе много новых обязанностей. Он должен научиться организовывать свое время и окружающее его пространство. Насколько ребенок будет собранным и успешным в учебной деятельности, зависит от родителей. Несколько правил для родителей.
Правило 1: при ребенке не высказывать негативного мнения о школе.
Правило 2: рабочее место первоклассника должно быть удобным, привлекательным и располагать к интеллектуальной деятельности.
Правило 3: не стоит превращать подготовку домашних заданий в бесконечный процесс.
Правило 4: необходимо сочетать или чередовать различные виды деятельности младшего школьника, учитывая специфику материала и степень его сложности. Родители не должны забывать, что через игру обучение может стать более привлекательным и доступным.
Правило 5: каждый человек имеет право на ошибку. Если ребенок при выполнении задания допустил ошибку, важно увидеть и исправить ее, но ни в коем случае не заставлять его переписывать все задание снова.
Правило 6: все достижения ребенка нужно считать важными. Это придаст ему уверенности, повысит в его глазах значимость выполненной работы.
Правило 7: родители должны стараться не допускать невыгодных для ребенка сравнений с другими детьми, не должны стесняться говорить о его успехах и достоинствах в присутствии других людей, особенно учителей и одноклассников. Общественное мнение и самооценка ребенка должны быть позитивными.
Успехов Вам и Вашему ребенку!
Комментариев нет:
Отправить комментарий