Логопедические частушки
Не понять никак нам Дашу,
Ведь во рту у Даши каша.
Но не гречка и не плов -
Эта каша-то из слов!
***
Любит буква «Р» тигрёнка -
С детства он её рычит.
Любит буква «Р» рыбёшку -
Лучше всех её ... молчит.
***
Букву «Р» наш поросёнок
Громко хрюкает с пелёнок.
Буду крепко с ним дружить -
«Р» поможет мне учить.
***
На уроки к логопеду
Аж вприпрыжку я бегу:
Ведь учительнице строгой
Показать язык смогу!
***
Должен каждый офицер
Говорить отлично «Р»!
Ведь иначе он солдат
Не построит в ровный ряд.
(Команды: «Смирно!», «Равняйся!», «Стройся!», Рассчитаться по порядку!»)
***
Депутату иль певцу
Быть картавым не к лицу.
Не давай хлеб пародистам,
Говорить учись ты чисто.
***
Мы расселись по порядку,
Дружно делаем зарядку,
Не ногами, не руками,
А своими... язычками.
Как предотваратить дисграфию.
Уважаемые родители, в
Вашей жизни произошло знаменательное событие – Ваш ребенок стал учеником.
Первый класс –
это самый трудный период обучения в школе. К тому же, большинство
первоклассников – дети 6-7 лет, а не 8 лет, как было раньше. Больше половины
первоклассников имеют недостатки в сформированности устной речи. Простая закономерность: чем лучше развита у ребенка ко
времени поступления в школу устная речь, тем легче ему овладеть чтением и
письмом. Программа современной общеобразовательной школы значительно
усложнилась. К примеру, в настоящее время к началу II полугодия у учеников 1 класса
заканчивается букварный период и начинается изучение родного языка. Именно в
это время и выявляются у учащихся
проблемы в письменной речи. Очень показательны тетради по письму. В письменных работах
появляются специфические ошибки: пропуски и перестановки букв и слогов, замены
букв, слитное написание слов, отсутствие границ предложений. Дети переживают, а
родители – в панике. Что делать? Проблема еще и в том, что не в каждой школе
работает учитель-логопед. Но даже и при его наличии он не всегда может оказать
логопедическую помощь всем нуждающимся.
Представленные
рекомендации помогут родителям проанализировать устную речь ребенка (ведь
именно от ее сформированности зависит овладение письмом), распознать намечающиеся
трудности у ребенка и предотвратить дисграфию.
Задания,
предложенные для проверки речи ребенка, в дальнейшем можно использовать и как
тренировочные, если какие-то моменты западают.
Для исследования словарного запаса применяются следующие приемы:
1) название предметов, относящихся к личным группам,
например: известные цветы, деревья, виды транспорта…;
2).нахождение общих названий для группы однородных
предметов (чашка, стакан, блюдце- посуда), можно показать картинки ребенок
перечисляет предметы и называет общее слово;
3)подбор признаков и название по признакам предмета,
например: кислый, желтый лимон);
4)подбор действий к предмету (птица…, уж…, собака…);
кто чем занимается: повар…, ученик…,
5)подбор предметов к действию: лает…, мяукает…;
6)подбор слов, близких по значению: храбрый - смелый,
хороший - приятный;
7)подбор слов противоположного значения: белый - черный,
хороший – плохой, узкий-широкий, толстый-тонкий, длинный-короткий;
8)можно проверить понимание ребенком переносных значений.
Для этого объясняются значения выражений:
золотое сердце
злой язык
короткая память…
Для проверки грамматической системы словоизменения можно предложить
следующие задания:
назови один (глаза, уши, …);
назови много (нос, лоб, ухо, …);
закончи словосочетания:
три помидора, пять…,
одна конфета, шесть…,
три медведя, пять…,
одно зеркало, семь…
Для проверки грамматической системы
словообразования предлагаются следующие задания:
а) Подбери подходящее по смыслу слово:
Большой сад, а маленький…,маленькая
куколка, а большая…
б) Закончи предложения:
Весной картошку сажают, а осенью…
Воду наливают, а соль…
в) Назови детишек:
у медведицы-
у коровы-
у слонихи-
у кошки-
у собаки-
г) Образуй прилагательные:
кораблик
из бумаги
шуба
из меха
у
лисы хвост
у
зайца хвост…
С целью проверки состояния связной речи можно попросить
ребенка рассказать, что он видит на картинке. Для овладения связной речью
следует научить ребенка давать полный ответ на вопрос, вызвать у ребенка
желание о чем-то рассказать, расспрашивать о важных для него событиях, слушать
внимательно и направлять сбивчивый рассказ путем вопросов по содержанию.
Прослеживанию последовательности событий очень помогает
составление ребенком рассказов по серии сюжетных картин, сам порядок
расположения которых является планом рассказа и не дает уклониться в сторону.
Для упражнений в рассказывании используют пересказ сказки
или рассказа, прочитанного взрослым, пересказ фильма, мультфильма, продолжение
рассказа по началу, составление рассказа по концу.
Большое
внимание следует уделить проверке уровня сформированности фонематических
процессов, т.е. умению ребенка различать звуки родного языка
(например, звонкие и глухие, твердые и мягкие, свистящие и шипящие) и
анализировать слово по звуковому и слоговому составу. Недостаточный уровень
развития фонематических процессов у ребенка – это серьезная предпосылка для
развития дисграфии.
Насторожитесь, если ребенок допускает ошибки в ответах на
предложенные задания и используйте
похожие задания для тренировки нарушенных процессов.
Задание
для проверки (развития) фонематических процессов.
1). Назови первый звук в слове: облако, аист, утка, иглы,
слон, танк, грабли и т.п.
2) Назови последний звук в слове: пила, грибы, очки,
кольцо, кенгуру, жук, автобус, шар, стул, танк, и т.п.
3). Какой звук находится в середине слова? ( этот гласный
звук можно произнести более протяжно): рак, дом, кит, сыр, лук.
Не используйте слова с гласными Ё, Е, Я, Ю !
4) Назовите ребенку слово по отдельным звукам: М, А, К. (Но
называйте звуки правильно, не МЭ, а М, не КА, а К) Ребенок должен назвать
предложенное слово. Примеры слов: сыр, мир, дом, сок, рука, шуба, сумка, шапка)
5) Положи (нарисуй) столько кружков, сколько в слое звуков.
Предложите ребенку слова из трех звуков: рак, пол; затем из четырех звуков:
рука, жуки.
6). Определить наличие (или отсутствие) заданного звука в
слое. Например, есть ли звук Р в словах: рука, замок, лодка, ведро. Давайте
ребенку задания с разными звуками.
7) Подобрать слова
определенной тематики на заданный звук. Например, назови ягоду на звук М,
одежду на звук К, овощ на звук П.
8) Повторить
цепочку слогов. (Называйте слоги четко и медленно):
ТА-ТА-ДА,
ЗА-СА-ЗА, РА-ЛА-РА
9). Определить
место звука в слове (начало, середина, конец). Например, где находится звук Ш в
словах: шуба, ландыш, кошка.
10) Повторить
сложные по слоговому составу слова: милиционер, регулировщик, электирчество.
Если ребенку трудно, предложите слово прохлопать: ми-ли-ци-о-нер.
Эти задания очень показательны в плане проверки речи у детей,
но также имеют огромный развивающий потенциал. Дети воспримут их как интересную
игру. Предложите им придумать задания для Вас. Играть можно не только дома, но
и на прогулке. Продолжайте заниматься-играть до тех
пор, пока ребенок не научится легко справляться со всеми предлагаемыми ему
заданиями.
Удачи Вам и Вашим детям!
Советы логопеда родителям первоклассников
Отзвенел первый звонок, и первоклассники торжественно расселись по партам, раскрыли новенькие прописи, взяли ручки… И что мы видим, один ученик без особого труда осваивает письмо, читает, рассказывает и разучивает стихи. А у другого, как он не старается, дело не движется. Вредные палочки не выстраиваются
в ряд, а уж когда дело доходит до первых букв или слов, малыш и вовсе теряется. «Не стараешься! Не внимательный! Лентяй!» Какие только упреки не приходится выслушивать такому ребенку. А можно ли было избежать этих проблем?
Если внимательно понаблюдать за малышом – дошкольником, то можно заметить некоторые симптомы, свидетельствующие о том, что в школе у ребенка могут возникнуть проблемы. А именно:
1. Невнятная, нечеткая речь, дефекты звукопроизношения, бедность словарного запаса, искаженное произношение сложных слов (ребенок добавляет или пропускает слоги), затруднения при пересказе прочитанного текста, трудности заучивания стихов, стойкие аграмматизмы (нарушение согласования слов в роде, числе и падеже).
2. Недостаточное развитие мелкой моторики, которая проявляется в неточных движениях пальцев и кисти, трудности взаимодействия зрительной и двигательной координации, так необходимой для творческой деятельности, следствием чего является отказ от работы с карандашом, ножницами, пластилином и т.д.
3. Несформированность фонематического слуха.
4. К 6-ти годам не определена ведущая рука, задержка в осознании строения тела, следствием чего будут трудности в ориентации, как в реальном пространстве, так и на листе бумаги.
В логопедическом кабинете Вы сможете найти квалифицированную поддержку, чтобы помочь ребенку справиться с этими проблемами.
В нашем кабинете проходят индивидуальные логопедические занятия, во время которых логопед ставит и закрепляет звуки, вводит их в активную речь ребенка. Массаж и специальные приемы помогают справиться с проблемой. Малыш преодолевает страх речи и обретает уверенность в себе. В помещении оборудован речевой уголок с зеркалом, специальными дидактическими играми и пособиями. Здесь ребенок осваивает артикуляционную гимнастику, закрепляет полученные навыки.
Работа с ребенком зависит от его речевых особенностей и проходит по индивидуальному плану. Длительность коррекционного курса также зависит от сложности нарушения.
От 3 до 6-ти месяцев
Столько длятся занятия с ребенком, у которого есть отдельные дефекты звукопроизношения, например: ребенок не произносит или искажает звуки «л», «р», свистящие («с», «з», «ц»), шипящие («ш», «ж», «щ», «ч»). В таком случае достаточно поставить звуки и ввести их в речь.
От 6 до 12-ти месяцев
Такой период времени необходим для работы с детьми, у которых страдает не только произношение, но и восприятие звуков. Ребенок не может на слух отличить свистящие и шипящие звуки: «с-ш», «з-ж»; глухие и звонкие: «п-б», «т-д», путает их в речи, заменяет один звук другим, не понимает различия в словах, близких по звучанию (суп-зуб, точка-дочка) и т.д. Малыш не в состоянии повторить такие сложные слова, как: «снеговик», «аквариум», «милиционер». При попытке их произнести получается сплошная «каша». Слоги выпадают, меняются местами. Поэтому, кроме постановки звуков с детьми проводятся занятия по развитию фонематического слуха. Логопед учит детей выделять звуки из слов, различать их на слух и в произношении. Дети учатся слышать в слове последовательность звуков, определять их место, считать количество слогов. Так закладываются основы грамотности, идет работа по профилактике дислексии (нарушение чтения) и дисграфии (нарушение письма).
1-2 года
Столько времени требуется для работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. У таких малышей, помимо нарушения звукопроизношения и фонематического слуха, страдает связная речь в целом. Иногда работу приходится начинать с нуля: вводить в речь новые слова, учить правильно строить предложения. Так, кирпичик за кирпичиком, выкладывается фундамент, на котором в последствии будет строиться обучение ребенка в школе. Но, чем раньше начнутся занятия, тем больше шансов справиться со всеми проблемами еще до школы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий